Theatres Des Vampires

LiveInternet


Quantcast

Вход в обитель



Логин:
Пароль:

Мини-чат

Ваша любимая песня альбома "Moonlight Waltz"

Всего ответов:93

Статистика

Выставка гравюр и литографий XVIII-XIX веков. - Форум Вампиров

Страница 1 из 11
Форум Вампиров » Наши участники » Интересы, события, увлечения » Выставка гравюр и литографий XVIII-XIX веков. (Новосибирский государственный художественный музей.)
Выставка гравюр и литографий XVIII-XIX веков.
Veronica_decides_to_DieДата: Суббота, 05.09.2009, 17:34 | Сообщение # 1
Вампир-аристократ
† Почётная сестра клана †
817
Заслуги: 7
7
На охоте

---------------------------------------------
Выставка "Memento mori" в Новосибирском государственном художественном музее представляет впервые экспонируемую коллекцию гравюр и литографий, преимущественно XIX века, собранную Сергеем Борисовичем Якушиным.
Среди авторов - имена известных европейских граверов (Б. Пикара, Ж.-Л. Приёра, Дж. Аткинсона, У. Линтона, Т. Роулендсона, Т. Лини, П. Смирнова и других). Но уникальность коллекции, прежде всего, в ее тематическом единстве. Латинское выражение memento mori (помни о смерти) - это напоминание о бренности бытия и о необходимости жить в соответствии с заповедями Христа, не заботясь о накоплении материальных благ.
Тема Смерти, связанная с одним из неотъемлемых аспектов существования человека, одна из самых древних и распространенных в изобразительном искусстве. Ее иконография обширна и включает в себя целый ряд отдельных тем, объединяющих сходные сюжеты. Многие из них воплощены в показанных на выставке произведениях: это: смерть в разных ее видах; трагические моменты, когда человек ощущает ее приближение, и когда душа покидает тело; изображения церемониалов, разработанных людьми для изъявления скорби; виды кладбищ и памятников и, конечно, библейские и евангельские сцены. Запечатлевшие эти мотивы гравюры имеют не только художественное значение, но являются также историческими документами, отражающими религиозные взгляды, социальные отношения, траурный протокол и моду 19 века.

---------------------------------------------
MEMENTO MORI. Культура прощания народов мира.

Впечатляет не только само количество произведений, которые можно было увидеть. Все гравюры объединены одной важной темой - культура, обычаи, традиции погребения и траура. По просьбе музея свою частную коллекцию гравюр выставлял Сергей Якушин, инвестор Новосибирского крематория и Новосибирского музея мировой погребальной культуры, который создается в колумбарном парке крематория. Предлагаем статью С.Б. Якушина, который собирал многие годы эту впечатляющую коллекцию на антикварных рынках и аукционах Европы, Азии, Америки, России.
Стоит только переступить порог кладбища, как вечность перестает быть иллюзией. Кажется, что в этом защищенном, укромном уголке земли, где возникают щемящие душу воспоминания, никогда ничего не изменится. Но мы, россияне, хорошо знаем, что это действительно большая иллюзия, поскольку сотни и тысячи кладбищ по всей России уничтожены, снесены, перенесены, осквернены... Сегодня редко, когда на кладбище можно встретить столетние надгробие. Современному обществу все больше свойственно забывать свои истоки и разрушать связь с прошлым. Доставшаяся в наследство от СССР индустриальная система захоронений, когда кладбище со множеством безымянных могил работало как склад гробов с мертвыми телами, оставляет мало места для ностальгических воспоминаний и благодарных чувств предкам.
Лишь небольшое количество чудом сохранившихся исторических кладбищ и художественных произведений на тему похорон позволяют современному россиянину получить представление об ушедших эпохах и той посмертной заботе, которой окружали наши предшественники своих ушедших навсегда любимых.
Гравюры, написанные мастерами позапрошлого столетия, и которые мне выпала честь представить - своего рода материализовавшийся в наше время удивительный, достойный восхищения опыт наших предков обращения со смертью. Моя коллекция - прекрасная возможность увидеть социальные и культурные влияния различных эпох на отношение людей к смерти, скорби, памяти. Гравюры наглядно показывают, как менялось отношение к смерти с течением времени у разных народов мира.
История обращения со смертью - это история освобождения от ее чар. На гравюрах видно, как на стыке средневековья и нового времени, когда зарождался протестантизм, кардинально изменились отношения между живыми и мертвыми. Впервые за многие годы прекращаются традиционные захоронения на церковных погостах, кладбища переносятся за стены города. Новые проповеди над телом усопшего подчеркивают земную, светскую сторону его жизни, заслуги перед обществом. Просвещение приносит в церковные традиции культуру гигиены. Появившаяся буржуазия, опираясь на присущий ей здравый смысл, пытается изменить отношение к мертвому телу с помощью гигиены, санитарии, чистоты и правил приличия.
Люди во все века стремились как можно скорее избавиться от мертвого тела, поскольку понимали, что оно может быть опасным для живущих. Но именно в XIX веке, когда мертвые стали представлять все больший интерес в научно-медицинских кругах, кладбища с изысканным похоронным ритуалом становятся очагами городской культуры. Именно в этих местах начинает формироваться буржуазный культ погребения с восхитительным садово-парковым искусством. Знаменитые художники, скульпторы создают тысячи надгробных произведений, бессмертных памятников смертным современникам. На кладбищах воцаряется особая атмосфера романтизма. Разум и чувства впервые объединились в отрешенной заботе о мертвых. После средневековых плясок смерти, где главенствовал скелет и череп, памятование о смерти получило новое художественное воплощение. Эстетика похорон получила мощный импульс, став отражением романтических взглядов на смерть, которой в XIX веке было очень много - эпидемии, чума, холера, войны. Повсюду царил траур. Многим женщинам приходилось хранить траур без единого дня перерыва по 25 и 30 лет.

---------------------------------------------

Если быть корректным во времени, следует отметить, что появление и настоящий расцвет похоронных ритуалов связаны с эпохой Возрождения. В это время похороны являлись идеальной возможностью продемонстрировать богатство и положение в обществе. Родственники покойного могли улучшить свое положение в обществе тем, что заказывали дорогостоящую и впечатляющую похоронную церемонию и специальную одежду. Этот аспект похоронного ритуала затмил все остальное, на похороны тратили целые состояния, заказывая дорогие памятники, мавзолеи, поминальные пиршества и процессии, как, например, в случае похорон короля или аристократа. Католические и православные похоронные обряды были существенно дороже протестантских: соборование, последнее шествие, часто с факелами под звон городских колоколов, омовение, ночное бдение, крестное знамение, поражающие воображение похоронные экипажи, раздача подарков в память об усопшем, грандиозные надгробия, ограничением цены которых было только небо - все это было материальным воплощением сложной культуры погребения и траура.
Процедура королевских похорон в Европе восходит к Франции XV века. Как легко заметить, ее тщательно скопировали в XIX веке и используют по сей день. Каждый, кто имеет хотя бы отдаленное отношение к королевской власти, и по сей день принимает участие в шествии, более важные персоны, как и два-три века назад, следуют в непосредственной близости от гроба.
Порядок похорон королевских особ и аристократии был строго прописан. Сначала шли те, кто раздавал милостыню, а также друзья усопшего с домочадцами и слугами. Далее следовали представители судебной власти и мэры, за которыми шло духовенство. Герольды короля с мемориальными досками, на которых был изображен герб, шли или ехали верхом непосредственно перед гробом. Камзолы герольдов, расшитые гербами покойного, шлем, меч, щит, знамена и знаки отличия и ордена дополняли собой мемориальные доски. Оружие покойного и его войск несли перевернутым, точно также, как и в наше время их несут на похоронах государственных деятелей или военных. Это был символ перемирия на время похорон. Далее следовал катафалк с людьми, несшими покров, придерживая его за углы. В действительности, гроб несли носильщики, находившиеся под пологом. Сразу за гробом шли или ехали верхом самые близкие скорбящие - близкие родственники и послы. Шествие замыкали траурные кареты, в которых сидели женщины, иногда встречались пустые кареты, присланные их владельцами в знак уважения. В похоронах государственного масштаба участвовало огромное количество военных, которые шли перед процессией и позади нее, а также выстраивались по бокам улиц, по которым проходило шествие.
Средний класс в викторианскую эпоху стал подражать таким шествиям, однако, в несколько меньшем масштабе. Они добавили к процессии "людей, несших перья", которые шли перед катафалком, неся огромные связанные проволокой пучки черных страусовых перьев, а герольдов заменили владельцы похоронного бюро. Для траурного шествия заказывали специальные черные траурные одеяния для всех принимавших участие в процессии, также закупали черную драпировку, которой завешивали церковь, дом покойного и иногда весь маршрут, по которому шла процессия.
Вся процессия копировалась с королевских похорон, высокий статус достигался увеличением количества участников процессии. Количество похоронных карет было решающим фактором. Количество лошадей также было важно. Чтобы достичь по-настоящему впечатляющего эффекта, их иногда красили в черный цвет и привязывали фальшивые хвосты. На них надевали черные бархатные попоны с черной упряжью, украшенной серебром. Перья крепились между ушей лошади с помощью специальной черной розетки, одевавшейся на лоб. Лошадей никогда не пускали быстрее, чем степенным шагом. Похоронная процессия для достижения наилучшего эффекта медленно петляла по главным улицам города.
Похороны в Европе эпохи Возрождения по своей пышности и значимости становились похожими на похороны в Китае и Египте. Правила похоронного этикета становились все более и более замысловатыми, с их помощью пытались превзойти всех, кто занимал низшее положение на социальной лестнице и не мог даже надеяться на то, чтобы соперничать с людьми, которые могли позволить себе такие затраты.
Древняя практика, включающая жертвоприношение на могиле, похоронные пиршества и специальную траурную одежду, сохранилась среди европейских похоронных традиций эпохи возрождения и бытовала вплоть до XIX века. Жертвоприношение дорогих вещей и еды, которые раньше помещали в могилу, к периоду ренессанса превратилось в их раздачу церкви, королевским чиновникам и другим важным лицам, которые участвовали в похоронном кортеже. После похорон ценность представляли покров, расшитый золотом, дорогие восковые свечи и королевские лошади.

---------------------------------------------

Древний обряд сжигания или похорон вместе с покойным лошади умершего, которая должна была переправить душу своего хозяина в иной мир, превратился в обычай вести лошадей в похоронной процессии. Во Франции после роскошных похоронных процессий лошадей отдавали церкви для использования в Крестовых походах. К XIV веку, когда Святая Земля была потеряна, лошади стали приравниваться к восковым свечам и дорогой черной драпировке, и наряду с ними передавались церкви в качестве пожертвования.
В XIX веке традиция похоронных даров в память об усопшем распространялась на всех, кто участвовал в похоронах. Раздача колец, перчаток и шарфов сменила раздачу траурных одеяний, которые брались напрокат у владельцев похоронных контор. До XVII века было принято раздавать простые траурные кольца с гравировкой, однако в XVIII веке они были заменены более дешевыми перчатками и шарфами. Все эти дары раздавались строго в соответствии с социальным статусом получателя, и даже перчатки при этом варьировались по качеству.
Женщины не играли большой роли на похоронах мужчин, хотя первоначально на похоронах женщин из аристократических семей главным скорбящим всегда выбиралась женщина. Женские журналы были полны вопросами о мельчайших деталях похоронного этикета. Никто не хотел публично прослыть невеждой, незнающим всех деталей этого ритуала. Журнал для женщин "Ледиз филд", великолепно понимавший озабоченность своих читательниц, опубликовал список предметов одежды, которые будут считаться неподобающими для глубокого траура в течение трех недель после смерти королевы Виктории в 1901 году: "Среди предметов одежды, которые определенно не подходят для глубокого траура, следует перечислить следующие: соболь, шиншилла и горностай, платья с глубоким вырезом, манжеты и отделка кружевами белого или кремового цвета, черные кружевные оборки с золотом на складках, шифон и тюль, шляпки с белыми цветами или банты из белой тюли, золотые безделушки, такие как золотые цепочки для муфт, дамские сумочки и цепочки на поясе (для ключей, кошелька и пр.). Ни бархат, ни панбархат определенно не являются материалами для траурной одежды, однако для тех, кто не приближен ко двору, они могут сойти, оттененные тусклостью шелка или шифона". Постоянные ссылки на двор, поведение и траурное одеяние в аристократических кругах были мерилом, по которому каждая амбициозная женщина среднего класса измеряла свое социальное поведение.
Самым простым способом избавиться от хлопот, связанных с организацией похорон, было переложить их на плечи похоронных агентов и их людей. Растущая популярность роскошных похорон привела к появлению большого количества похоронных контор в XVIII веке, в XIX веке их было уже бесчисленное множество.
Идея о том, что похороны должны быть "достойными", глубоко укоренилась в сознании, и делалось все возможное, чтобы в случае похорон у людей набралась достаточная сумма денег для оплаты всего необходимого. Были организованы похоронные общества, целью которых было следить за тем, чтобы похороны среди рабочего класса проводились на должном уровне. Такие клубы восходят к древнему Риму, а в Англии они появились в XII веке и являлись частью системы гильдий. Гильдии контролировали ремесла в пределах каждого города, устанавливая качество изделий, цены и заработную плату. Если человек вносил ежегодно определенную сумму денег в гильдию, он мог рассчитывать, что ему будут обеспечены достойные похороны другими ее членами. Финансовая помощь также часто оказывалась и вдовам, хотя женщинам не разрешалось вступать в гильдии. Большая похоронная процессия была гарантирована, поскольку на членов гильдии налагался штраф, если они не приходили на похороны. Помимо гильдий в начале XVII века стали появляться общества помощи при похоронах.
Многие передовые россияне, к счастью, признают, что современный похоронный ритуал нуждается в новой эмоциональности, а сама скорбь, как общественная, так и личная - в возрождении символики и мировоззренческого содержания, утраченного и размытого в XX веке многомиллионными жертвами войн, геноцида и массового истребления целых народов. Нет сомнений, в начале XXI века современное общество испытывает потребность противопоставить забвению смерти что-то более долговечное, торжественное и духовно сильное, чем ряды безымянных могил и рыночную похоронную услугу.




Сообщение отредактировал Veronica_decides_to_Die - Суббота, 05.09.2009, 17:37
 
destroyerДата: Вторник, 08.09.2009, 23:45 | Сообщение # 2
Рождённый тьмой
Чистокровный вампир
† Владыка Обители †
6605
Заслуги: 22
16
На охоте
Очень познавательная статья. Veronica_decides_to_Die, у тебя талант по сбору информации. А есть еще что-нибудь в продолжении темы об этой выставке?

Вампиризм — это способ жизни, основанный на отъёме крови у жертвы, обычно питье оной из человека/животного.
 
Veronica_decides_to_DieДата: Среда, 09.09.2009, 09:50 | Сообщение # 3
Вампир-аристократ
† Почётная сестра клана †
817
Заслуги: 7
7
На охоте
Гравюры на тему смерти:

Альбрехт Дюрер, Рыцарь, смерть и дьявол. 1513-1514 гг.

Михаэль Вольгемут, Пляска смерти, 1493

"смерть Фредерика из Германии"
Графика. Гравюра. автор Поль Гюстав Доре

"Славная смерть маршала ордена Храма Жака де Милли"
Графика. Гравюра. автор Поль Гюстав Доре

"Крестоносцы на Ниле"
Графика. Гравюра. автор Поль Гюстав Доре

"Ричард Львиное Сердце во время Айядиехской резни"
Графика. Гравюра. автор Поль Гюстав Доре

(Продолжение следует)


 
destroyerДата: Четверг, 10.09.2009, 09:05 | Сообщение # 4
Рождённый тьмой
Чистокровный вампир
† Владыка Обители †
6605
Заслуги: 22
16
На охоте
С нетерпением ждем...

Вампиризм — это способ жизни, основанный на отъёме крови у жертвы, обычно питье оной из человека/животного.
 
Veronica_decides_to_DieДата: Четверг, 17.09.2009, 11:08 | Сообщение # 5
Вампир-аристократ
† Почётная сестра клана †
817
Заслуги: 7
7
На охоте

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга.
Похороны М.В.Кутузова. Литография XIX в.

***

Пушкин на смертном одре. Рисунок В.А.Жуковского

Мертвому прямо в глаза, были закрыты глаза,
Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
Что выражалось на нем, — в жизни такого
Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья
Пламень на нем; не сиял острый ум,
Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью
Было объято оно: мнилося мне, что ему
В этот миг предстояло как будто какое виденье,
Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь?

В.А. Жуковский

***


 
Форум Вампиров » Наши участники » Интересы, события, увлечения » Выставка гравюр и литографий XVIII-XIX веков. (Новосибирский государственный художественный музей.)
Страница 1 из 11
Поиск:

Перед работой с картой обязательно прочти текст!!!

На этой карте можешь отметить себя, только будь внимательнее, редактировать введенные данные ты не сможешь без администрации клуба. Поэтому, когда вводишь свои данные, необходимо все проверить, прежде чем отсылать их. Чтобы добавить себя, увеличь карту, нажми на месте своего обитания, появится окно в котором вводишь свои данные и нажимаешь добавить.

Зарегистрируйтесь для получения доступа